BESTSELLER.Yaroslavl.ru
"Страна приливов"
("Tideland")
Страна приливов

Режиссер:
Терри Гиллиам

В ролях:
Джефф Бриджес
Джодель Ферланд
Дженнифер Тилли
Брендан Флетчер
Джанет МакТир

Канада, Великобритания, 2005
Режиссер Терри Гиллиам очень любит эпатировать почтенную публику. Просто обожает. И, надо отдать ему должное, не без успеха. Отличным подспорьем ему служит неразборчивость в выборе средств. Вы хотите шокировать киноманов? Очень просто: можете посредине детского фильма-сказки "Братья Гримм" отправить симпатичного котенка в мясорубку. Вам этого недостаточно? Но ведь можно пойти дальше. Можно показать, как милая девчушка-ангел кормит своего мертвого разлагающегося отца, сидя у него на коленях.

Режиссеру Терри Гиллиаму быстро наскучили детские фильмы. Оно и понятно, все же возрастные ограничения накладывают свои жесткие рамки на необузданную фантазию художника. Но ведь талант всегда найдет выход. В нашем случае в виде детского фильма для взрослых.

Парадокс? Как еще назвать фильм, показывающий мерзости глазами ребенка? Режиссер Терри Гиллиам снял мрачную, жестокую сказку. Безнадежную сказку с беспросветным уик-эндом. Не слишком ли бессмысленно выглядит эта характеристика? А может быть, режиссер Терри Гиллиам сам не понимал, что именно он хочет создать, какую мысль хочет донести до этого мира? Может быть, он запутался в своих фрейдистских вспышках подсознания?

К тому же режиссер мастерски владеет черным юмором. Но не таким черным, как в "Очень страшном кино". У него юмор по-настоящему черный, абсолютно черный, улыбнувшись над которым украдкой, нервно озираешься: не заметил ли кто? Ведь нельзя смеяться над реакцией девочки на смерть матери: "Зато теперь мы можем есть её шоколадки!" Нельзя весело хмыкать из-за фразы над трупом отца сироты: "Он испортился". Автор перешел грань, причем сделал это намеренно. Чтобы помнили.

Этот фильм столь же трудно забыть, как и понять. Язык, которым располагает искушенный автор, весьма богат. В один прекрасный момент он щелчком пальцев превращает картинку из мрачно-серой в ярко-белую. Но только в визуальном плане, драматически же фильм становится лишь темнее, не в последнюю очередь за счет контраста. А чего стоит великолепная идея ассоциировать черты характера главной героини с кукольными головами, ее единственными подругами. Перед путешествием на страшный чердак оставляем на пороге игрушку, воплощающую страх. При потере "головы" - любопытства и храбрости, обращаемся за помощью. Красиво, что и сказать. Сколь красиво, столь и незавершенно. И порой бессмысленно.

Пожалуй, единственный бесспорный плюс "Страны приливов" - это игра актеров. Нарисованные типажи родителей-наркоманов, умственно отсталого капитана несуществующей подводной лодки и его сестры, посвятившей жизнь неравной войне с пчёлами... Персонажи изначально сочные, благодаря актерскому и режиссерскому мастерству приобретают плоть и кровь, становятся объемными и живыми. А об игре главной героини - девочки-подростка можно говорить лишь в превосходной степени. Остается только надеяться, что она не играла себя в этой истории, хотя такое ощущение после просмотра не покидает ни на минуту.

Особых слов заслуживает хэппи-энд. Режиссер Терри Гиллиам знаком с канонами, он прекрасно знает, что любая сказка заканчивается хэппи-эндом. Но почему-то после "счастливой" развязки в духе спасения красавицы прекрасным и любимым принцем на душе не становится легко, светло и радостно. Это ведь как с крыльями бабочки. Прикоснулся один раз, а потом сколько ни пытайся ее отпустить - не полетит.

Не существует однозначной категории людей, которым можно было бы порекомендовать этот фильм. Разве что алчущие садизма эстеты, восхищенные шедеврами типа кинговской "Долорес Клейборн". Есть ли такие в жизни? Или только в сказках, которые настолько нелепы и изощренно, издевательски жестоки, что их совсем не хочется превращать в быль?

Оценка - 7 из 10.


Delirium Tremens


© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна