BESTSELLER.Yaroslavl.ru
"Пекло"
("Sunshine")
Пекло

Режиссер:
Дэнни Бойл

В ролях:
Роус Бирн
Клифф Кёртис
Крис Эванс
Трой Гарити
Силлиан Мёрфи
Хироюки Санада
Бенедикт Вонг
Мишель Йео

Великобритания, 2007
Каких только эпитетов не успел удостоиться 50-летний манкунианец Дэнни Бойл за свой тернистый творческий путь. От восторженных: "выдающийся режиссер", "реформатор", до осторожных: "кинопровокатор" и "бодрый продвинутый паренек". Можно сомневаться либо защищать справедливость тех или иных, но когда речь заходит о Дэнни Бойле, не покидает уверенность в одном: режиссер, с успехом попробовавший свои силы и талант в разных жанрах, непременно удивит страждущих и посрамит любые прогнозы и предсказания касательно своих творений. Посему впору унять попытки представить зрителю того, кто в представлениях не нуждается, и ринуться в самое "Пекло".

Ничтоже сумняшеся отметим, что и на сей раз режиссер подтвердил свою непредсказуемость. Скажите, кто мог предугадать, что мастер колорита и индивидуальности представит на суд зрителя фильм - клише, своей вторичностью способный превзойти даже таких стяжателей этой сомнительной славы, как сиквелы "Основной инстинкт " и "Люди в черном". Безусловно, после прочтения аннотации к фильму в стиле "группа отважных астронавтов летит к ближайшей звезде, чтобы в ее центре взорвать супергипертератонную бомбу, тем самым вдохнув в звезду жизнь и спася человечество от вымирания" у зрителя, восторгавшегося мужеством бурильщиков в "Ядре земли" или до слез сопереживавшего героине Лив Тайлер из героического "Армагеддона", может шевельнуться предательская тень сомнения. Неужто автор "На игле" и "Неглубокой могилы" сподобится снять банальный и ничем не отличный от других блокбастер? Увы. На протяжении всего фильма Бойл играет со зрителями в угадайку. Но это вовсе не классическая интрига в стиле Агаты Кристи и отнюдь не интеллектуальные кроссворды сэра Алана Паркера. Режиссер предлагает угадать, из какого известного фильма позаимствована очередная экранная идея? Возможно, это "Послезавтра"? Или "Аполлон 13"? Полноте, как Вы могли позабыть "2001: Космическую одиссею"! Увлекательно? Пожалуй, первые несколько минут. А потом невольно задумываешься, а с такими ли ожиданиями шел на просмотр творения того самого Бойла…

Возможно, прорехи в сюжете компенсируются великолепной игрой актеров или высоконаучным подходом к идее? - спросит эрудированный зритель, наслышанный про известных ученых-астрофизиков, консультировавших режиссера. И здесь промах. Об игре актеров вообще судить весьма сложно, поскольку все герои повествования прописаны схематически, крупными черно-белыми мазками. Вот главный Герой, немногословен и отважен. Вот главный Злодей, беспощаден и безумен. Вот паникер и эгоист; вот девушка - флорист, сама интеллектом и характером напоминающая растение. И всё, никаких полутонов. Трудновато в таких тесных рамках проявить актерское мастерство. Про псевдонаучные ляпы в фантастических фильмах можно написать и защитить диссертацию, в конкретном же случае ограничимся перечислением наиболее вопиющих. Оставим на совести сценариста саму идею взорвать заряд внутри солнца с целью его "разжечь", ибо она является стержнем повести. Туда же запишем и свободную ходьбу астронавтов внутри бомбы, кувырком несущейся к центру Солнца. Но как объяснить низкий звук, неизменно сопровождающий подвижные части космического корабля в ваккуме? Да и для развенчания финальных кадров предостаточно школьного курса физики (конкретнее, оптики).

К счастью, есть в "Пекле" и одно светлое пятно, во всех смыслах этого слова. Хотя, право же, наше светило достойно более красивых эпитетов, нежели "пятно" или "сияющий диск". Дэнни Бойлу удалось сообщить картине и всем до единого зрителям почти языческое преклонение перед Солнцем. Им насыщены лучше кадры фильма, оно то и дело проглядывает сквозь защитные фильтры смотровой, полуобожженое лицо психолога, расплывающиеся образы обезумевшего командира первой экспедиции, восторженный ужас в глазах приближающихся к смертельно опасным лучам астронавтов. А ведь чем черт не шутит, кабы не натужные попытки развить сюжет, грозящийся в любую минуту рассыпаться как карточный домик под нагромождением штампов, кабы не бесконечные реверансы в сторону более или менее великих предшественников, Дэнни Бойл мог бы создать фильм-созерцание, картину-ритуал, полную благоговейного трепета перед Великим и Ужасным, Дарующим жизнь и Несущим смерть. Но… свет вновь покидает кадр, и на экране бравый командир корабля выбирает для выхода в открытый космос из всего состава экипажа единственного астронавта, умеющего обращаться с этой адской бомбой, невесть зачем ставя под угрозу всю экспедицию необоснованным решением и множа череду ошибок из той серии, что позволяют лихо закрутить сюжет, но никак не хотят вписываться в рамки обычной человеческой логики…

Можно долго и безрезультатно дискутировать, что за фильм снял Дэнни Бойл, перевесили ли недостатки и вторичность сюжета его главную идею и сияние кадра, однако вердикт этой рецензии таков: главное, в чем преуспел режиссер "Пекла" - это вполне предсказуемая победа в виртуальном конкурсе "Собери как можно больше идей из известных фильмов, смонтируй их в один и получи многомиллионный box-office". А вот достиг ли он при этом своей цели - известно лишь Бойлу да самому Сварогу, беспристрастно взирающему с небес на попытки сорвать очередной куш на его светлом образе.


Delirium Tremens

© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна