BESTSELLER.Yaroslavl.ru
"Престиж"
("The Prestige")
Престиж

Режиссер:
Кристофер Нолан

В ролях:
Пайпер Перабо
Скарлетт Йоханссон
Энди Серкис
Майкл Кейн
Хью Джекман
Кристиан Бэйл
Дэвид Боуи

США, 2006
Задумывался ли когда-нибудь уважаемый зритель о парадоксе сотворения шедевров в любой области, буде это синематограф, литература или, к примеру, кулинария. Вроде бы и ингредиенты всем давно известны, и подручные средства для приготовления блюда те же, а поди ж ты: у одних получается в лучшем случае безвкусная жвачка, а у избранных - блюдо для гурманов. Не потому ли сие происходит, что в рецепте каждого творения самым важным пунктом значится талант автора, частичка его души?

Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем разобрать обнаруженную несправедливость на примере конкретного препарируемого, коим выступит новый фильм режиссера Кристофера Нолана "Престиж".

С одной стороны, все составляющие рецепта для успеха у Нолана сложились как нельзя лучше. Тут вам и многообещающее имя перспективного режиссера, начавшего свою карьеру таким малобюджетным шедевром, как "Помни", поразившим зрителя революционным приемом строгой хронологической перестановки сюжета в сочетании с его идеальной стройностью, усиленной детективной фабулой. Радует глаз и услаждает слух великолепный актерский состав, на котором можно остановиться и поподробнее. Особенно восхитил неожиданно для многих раскрывшийся в последнее время талант Хью Джекмана, взлетевший на невиданные высоты в роскошной медитации Даррена Аронофски под названием "Фонтан". Да и коллега-антагонист Кристиан Бэйл выглядит под стать Хью, органично и искренне. Скарлет Йоханссон по обыкновению впечатляет актерским мастерством, непосредственностью и миловидностью (да-да, именно в таком порядке!). Весьма раздобревший Дейвид Боуи сполна эксплуатирует ореол тайны вокруг своей неординарной личности. А вся вместе актерская труппа являет собой весьма сплоченный и талантливый оркестр, не признающий фальшивые ноты как таковые. На руку фильму играет и "закрученный" сюжет с нитями лженаучной фантастики и изрядной примесью детектива на фоне исторических костюмов и декора.

Однако же вполне может сложиться мнение, что именно лихая пружина сюжета и является его ахиллесовой пятой, дескать, авторы сценария сами заплутали в его хитросплетениях. Разбираться в несообразностях линии повествования - занятие неблагодарнейшее, ибо всегда сопровождается призраком врага, способного на корню погубить любую рецензию, имя которому - спойлер. Тем не менее, факты таковы: фильм не вошел в анналы истории кинематографа, не зародил в умах и сердцах гурманов смятение и желание возвращаться к нему мыслями снова и снова, а возможно даже откровенно разочаровал ожидавших картины по крайней мере столь же эпической, что и незабвенная хемингуэевская битва между Сантьяго и негром. На взгляд автора этой рецензии (сугубо, надо отметить, субъективный) причина кроется не в нелогичности поворотов сюжета. И даже не в откровенном его провисании примерно к середине картины, когда повествование становится тягучим, как домашний кисель. Чтобы понять причину отсутствия главного ингредиента хорошего блюда, не обойтись без обращения к истории творчества шеф-повара.

Кристофер Нолан в "Престиже" решил замахнуться на смелый авторский прием, сняв фильм про фокусников в виде двухчасового фокуса, по всем правилам искусства на грани обмана и волшебства. В итоге же не получилось ни того, ни другого. Пред взором удивленного зрителя предстает детальная, разложенная по полочкам подноготная фокуса, напрочь лишающая всё действо ауры таинственности. Затем следует появление факира, демонстрирующего кульминацию своих умений, почему-то помноженную на уверенность, что сидящие перед сценой ничего из показанных приготовлений не поняли и воспримут представление с наивностью ребенка. И далее, не останавливаясь на достигнутом, артист вновь и вновь являет нам объяснение своего фокуса, самонадеянно закрывая глаза на подавляющего зевоту зрителя, разобравшегося в мнимых хитросплетениях действа еще на этапе его подготовки.

Теперь самое время перейти к резюме нашей рецензии, происходящее напрямую из особенностей главного творца сего зрелища. Дело в том, что Кристофер Нолан всегда и весьма трепетно заботился о кристально ясном понимании зрителем представленной ему картины. Не суть, должно ли наступить это понимание в последних кадрах (как было в "Мементо"), либо в середине рассказа ("Бессонница"). Ибо призвание Кристофера Нолана, как по мановению палочки фокусника выросшее в пунктик - вовсе не запутать зрителя, как маэстро Линч или пытающийся пойти по его стопам Гай Ричи. Потому что за излишней путаницей сюжета зритель может упустить конек Нолана - его нравоучения. И не только в панегирике Совести под названием "Бессонница", но и практически во всех его творениях, как product placement в российских фильмах, проглядывают прописные истины: "Семейные ценности - это хорошо", "Двойная жизнь - это плохо", "В любом деле нельзя переступать моральную черту", "Сколько веревочке ни виться,…" et cetera . И очень хочется верить, что режиссер не забыл еще одну прописную истину, гласящую, что всякие нравоучения, пусть даже лишенные пафоса и ненавязчивые, накапливаясь имеют свойство перерастать в морализаторство и вызывать стойкое чувство пресыщения и отторжения, что в любом искусстве весьма непрестижно.

Оценка - 7 из 10.


Delirium_Tremens

© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна