BESTSELLER.Yaroslavl.ru
Лебедев продает домены
Закат эры киберсквоттинга
Студия Артемия Лебедева объявила о продаже части захваченных ранее доменов. Здесь нужно вернуться чуть назад и вспомнить, что во времена повального киберсквоттинга Студия Лебедева тоже отличилась на этом поприще, "нахватав", кроме доменов, предлагаемых сейчас к продаже, и доменов, как это принято сейчас говорить, "созвучных" торговым маркам крупных российских и зарубежных компаний. Тогда в регистрации "чужих" доменов не было ничего противозаконного (этическую сторону обсуждать не буду), поэтому, я думаю, та заветная коллекция сослужила Лебедеву отличную службу, так как все эти компании обращались к нему, а уж он, со своей стороны, старался, чтобы кроме домена был куплен и дизайн сайта. Теперь регистрация доменов, созвучных с зарегистрированными торговыми марками небезопасна и бессмысленна - даже уже зарегистрированный домен могут отобрать (именно это случилось, например, с Денисом Гледеновым - у него отсудили google.ru).

Лебедев, который всегда умел "держать нос по ветру", на этот раз, мне кажется, немного опоздал со своим предложением. В наше время домены не играют такой определяющей роли в популярности веб-ресурса, как в старые добрые времена, когда люди пользовались архивами ссылок, а не поисковыми машинами. Сейчас человек чаще запоминает сочетание слов, которое он ввел в Яндексе, нежели доменный адрес сайта, где была получена необходимая информация.

Собственно говоря, процесс движения от Homo Link-oriented к Homo Search-oriented достаточно закономерный. Когда Интернет был маленьким, все помнили домены любимых сайтов, когда он стал чуть больше, все стали помнить домены любимых архивов ссылок, теперь же, когда он стал совсем большим, все помнят только пару-тройку доменов любимых поисковых машин. Конечно, и сейчас человек пытается попасть, например, на русскоязычный сайт Samsung через samsung.ru, а на головной сайт Siemens через siemens.com или siemens.de, но это, как вы понимаете, немного другая история, и продаваемый Лебедевым домен vilka.ru тут совершенно не при чем.

В списке Лебедева есть домены, которые, на первый взгляд, выглядят привлекательно, например, vodka.ru. Казалось бы, прекрасный домен, но и он никому не нужен. Если человеку понадобится информация о водке, он, скорее всего, попробует набрать, что-нибудь вроде nemiroff.ua или gzhelka.ru, так как домен vodka.ru слишком абстрактен (лично у меня ассоциируется с пресловутой "обычной водкой"). Производителям водки этот домен не нужен - они заинтересованы в продвижении своей торговой марки (иногда даже в виде торговой марки конфет или маринованного перца), а не класса товара в целом. На таком абстрактном домене можно, конечно, разместить какую-то общую информацию для потребителей, сайт независимой экспертизы или что-то подобное, но кто же из такого рода потенциальных владельцев сможет "отвалить" за домен 5000 долларов?

В предложенном списке есть масса подобных слов, которые, хотя и общеизвестны, но не имеют никакой коммерческой ценности. Всякий, кто хоть немного знаком с теорией торговых марок, знает, что описательное наименование - наихудшее из всего того, что может быть выбрано в качестве торговой марки. Во всем списке я нашел только одно интересное имя: imotion.ru, да и оно может оказаться принадлежащим американской компании iMotion Inc. Я не думаю, что опубликованный Лебедевым список будет заметно уменьшаться - вряд ли кто-то позарится на эти домены на фоне общего падения интереса к охоте за ними. Сейчас одного домена мало - нужна очень активная и дорогостоящая промо-акция, и только эта промо-акция может создать в сознании потребителя прочную ассоциативную связь между именем (в том числе и доменным) и товаром или услугой.

Я, например, считаю, что mail.ru - настолько неудачный домен для бесплатной почтовой службы, что даже какой-нибудь простенький banan.ru имел бы больший успех при меньших затратах. "Mail" - описательное (наихудшее) иноязычное наименование, плохо воспринимаемое на слух русскоязычным пользователем, имеющее несколько потенциальных вариантов написания латиницей (сам видел, как путаются неопытные пользователи, слабо знающие английский)... Кроме того, оно еще и труднопроизносимо. Чтобы понять, что я имею в виду, скажите вслух "банан ру" и "мэйл ру". Как вы думаете, что бы вы посоветовали знакомому при прочих равных условиях? Конечно то, что легче произнести.

Но я отвлекся. Давайте вернемся к доменам и киберсквоттингу. Собственно, о киберсквоттинге можно уже и не говорить - как явление он кончился. "Чужие" домены регистрировать уже нельзя, а от абстрактных нет никакой пользы. Создавать же новые слова, которые могут иметь ценность в качестве торговых марок и регистрировать под них домены, не регистрируя сами марки, и вовсе бессмысленно. Торговую марку, если она будет удачной, зарегистрируют другие заинтересованные лица, а домен впоследствии отберут судебным порядком. Регистрация же торговых марок - процесс весьма накладный, и парой десятков долларов тут не обойтись.

Что можно сказать про домены? Только одно - они почти перестали работать, соответственно, и домены из коллекции Лебедева тоже вряд ли принесут кому-то пользу. Интересно было бы понаблюдать, как "проваливается" проект, основанный на одном из них. Жаль, что мы этого не увидим, так как, скорее всего, никто ничего не купит.

Mick

© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна