BESTSELLER.Yaroslavl.ru
 
Новости   Обзоры   Catty's ESC   Беседы  
Русский блюз
Блюз и всего по чуть-чуть в русском стиле
Блюз - музыка очень ограниченная определёнными рамками. Шаг влево, шаг вправо - и это уже не блюз.
Еще беседы
Блюз
Цифра в музыке
Музыка будущего
Радио "Шансон"
Музыка завтра
Русский блюз
Еще на сайте
Отдыхаем. Беседы.
Mick А вот еще пара вопросов:
1) Очень многие гитаристы начинают с каверов, а ты проходил этот этап? И вообще, как ты, как композитор, относишься к обработкам чужих произведений?
2) В твоем альбоме я не припомню обращений к блюзовому ладу (поправь меня, если это не так). Уменьшенный из малых терций помню, а блюзового, кажется, нет совсем. Ты намеренно избегаешь его или у тебя просто не лежит к нему душа? Просто немного странно - он очень простой, поэтому многие гитаристы начинают именно с него и оставляют его в своем арсенале на всю жизнь.
А не собираешься ли публиковать какие-нибудь свои каверы? У тебя очень сильное стилеобразующее начало, так что пересечение стиля оригинала и твоего собственного может дать интересный результат.
Zyggie    1) Поскольку я помимо всего также играю в клубной группе, то каверов я, по-моему, наигрался на всю оставшуюся жизнь... :). Но к хорошим версиям известных произведений отношусь очень уважительно (Marilyn Manson - "Personal Jesus", например).
2) Ээээ... да, пожалуй, этот лад мне кажется достаточно избитым (хотя он весьма эффектно слушается). Он у меня, кстати, присутствует (правда, довольно недолго) в импровизации в Empty Heaven.
Mick Хм... Надо будет переслушать повнимательней. Согласен, он избит, причем избит именно плохими гитаристами типа меня, которые, кроме него, ничего не могут. :) С другой стороны, он не столько эффектен, сколько выразителен, разумеется, в умелых руках. У тебя, насколько я могу судить, и с временем, и с звуковысотной интонацией все в порядке, так что блюзовый лад был бы на тебя не в обиде. :) А играл ли ты когда-нибудь блюзовые джемы?
Zyggie Работа в клубной группе предполагает, конечно, джемы, большей частью блюзовые. Блюзов пришлось поиграть просто море. Кроме того, мы с друзьями года 3 назад собирали исключительно блюзовый коллектив. Игралась только блюзовая музыка (Stevie Ray Vaughan, Chris Duarte, Kenny Wayne Shepherd).
Mick Эх, не застал я - было бы интересно послушать. Мне кажется, что одно дело - скоростная импровизация ровными 64-ми или какие там там у тебя, и совсем другое - тонкая фразировка, когда дело не в скорости, а в точности, позволяющей передать нюансы личных переживаний исполнителя. :) А нет ли у тебя каких-нибудь материалов, приоткрывающих твою блюзовую сторону?
Zyggie К сожалению, наличие таких материалов не зафиксировано... :). Вообще, после детального изучения музыки Стиви Рэя, я пришёл к выводу, что лучше играть то, что хорошо получается. По большому счёту, блюз я играть не умею. Так же, как американец никогда не сыграет на баяне "Ой мороз, мороз". Тема-то довольно старая, блюз - не "наша" музыка. В общем, идея такая - чтобы хорошо играть блюз, надо его изучать изнутри. А без этого будет "русский блюз" (такой же нонсенс, как и "русский рок").
Mick Я абсолютно с тобой согласен, хотя, мне кажется, может быть и русский блюз, и русский рок, просто нужно не стесняться своего происхождения и позволять своему русскому происхождению свободно выражаться, не опасаясь при этом нарушить границы стиля. Есть вполне органичные русские рок-группы, тот же "Ноль" например, или все составы Сукачева. Разумеется, это не брит-рок, не тевтонский рок, не американский рок, но это рок по идее, по сути. И такие наши проявления мне нравились всегда гораздо больше, чем прямая попытка подражания. Я уверен, что и блюз можно сыграть с нацоттенком, например, с квартовым скачком вниз при разрешении. :) Тем более, что музыкальные корни именно для современной музыки у нас очень и очень. Например, те же ELP или Mekong Delta совершенно не гнушаются нашим Мусоргским, а наши почему-то гнушаются... :(
Zyggie Я хотел сказать, что блюз - музыка очень ограниченная определёнными рамками. Шаг влево, шаг вправо - и это уже не блюз. И потом, не стоит забывать о том, что это по сути "чёрная" музыка. А то, что наша музыкальная культура имеет богатые корни - никто не спорит :). Тот же ELP я в детстве слушал очень много. (Во написал! Так кто-нибудь решит, что Zyggie считает ELP российской группой... М-да)
Mick Зажатость нам вообще свойственна. У нас мало кто может сказать: "Что хочу - то и играю, пусть это не блюз, называйте как хотите, все равно буду играть так, потому что мне нравится" и так далее. Ты же, кажется, филолог, поэтому хорошо поймешь следующую параллель. Русский язык могуч своими словоформами, которые способны "обрусить" даже самое чуждое в фонетическом аспекте слово. Просклоняй, проспрягай и т.д. и т.п. - и оно станет русским, так как обрастет чисто русскими окончаниями, суффиксами, приставками, уменьшительными формами и так далее. Почему так не происходит с музыкальными стилями? И это несмотря на все богатство русского композиторского наследия. Один Чайковский чего стоит... Или дело в том, что настоящая народная музыка, наш исконно русский музыкальный язык мертв? Вернее, убит псевдорусскими поделками известных и неизвестных музыкальных деятелей и заменен на что-то поверхностное, что сохраняет только некоторые черты внешнего сходства с настоящей народной музыкой (как апогей этого - "Золотое кольцо"). У нас нет русского музыкального языка, поэтому мы мало того, что не умеем толком говорить, но мы даже не в состоянии понять, что нам говорят другие, так как отсутствие практики на собственном языке естественным образом сводит уровень восприятия чужих языков к нулю.
Zyggie С такими доводами трудно не согласиться. Мне кажется, мы всё время пытаемся всем доказать, что мы не хуже других... :(. А, блюз стал популярен? Как же, могём. Мимо денег и не в кассу, но могём. Даже на аглицком будем петь, если надо (про акцент промолчу). Мы получаем этакий блюзец непонятного происхождения... Зачем доказывать? Надо просто делать своё дело хорошо и профессионально, без постоянных оглядок на заграницу. Тогда, возможно, кто-нибудь вспомнит и о Чайковском, и о Мусоргском. А также о том, что, оказывается, русское народное хоровое пение имеет свою особую полифонию, которую бедолаги американцы всё пытаются у себя на родине воспроизвести (это я где-то вычитал :).
Mick Это нам надо вспоминать, что у нас есть и Чайковский, и Мусоргский, и еще много интересного... Они-то об этом помнят. У меня, например, есть Щелкунчик в обработке Эллингтона и Стрейхорна и в исполнении, разумеется, оркестра Эллингтона. А у нас что? Попытка сыграть свинг? Причем у Бутмана, например, оркестр "кто в лес, кто по дрова", а сам он в своем ритме, никак не корелирующем с музыкой, машет руками с такой амплитудой, что вот-вот улетит. Вспоминается скетч из "Дживс и Вустер", где на репетиции один оркестрант вскакивает с радостным криком "Я закончил раньше всех!". :)
Zyggie Зло как насчёт Бутмана... :)))). Свинг вообще весьма понятие условное. Его надо чувствовать, без этого нет музыки. Никакой - ни джаза, ни блюза, ни даже рока...
Mick Ну не то чтобы никакой... В классике другая система времени, не такая щекочущая и настырная, как свинг. Свинг все-таки довольно прост и популистичен, если так можно выразиться. Он оперирует довольно грубыми временными отрезками, а в классике потоньше...
Zyggie Э... да, наверное. Хотя мой преподаватель по истории музыки как-то сказал, что И.-С. Бах первым начал играть джаз, так как у него присутсвует свинг.
Mick Свинг присутствует в современном исполнении, в свинговой интерпретации его синкоп. В оригинальном тексте, я думаю, ничего подобного нет, это просто современные исполнители впитали свинг и сознательно или бессознательно перенесли его на исполнение Баха. Я думаю, приверженцы аутентичного исполнения тщательно вычищают все эти современные задержки и опережения. Кстати, только недавно слушал Баха с роковым свингом (Ekseption) и настоящим джазовым свингом (Луссье). Нельзя не заметить, что свинг на Баха (или наоборот?) ложится идеально. Хотя твой учитель, конечно, прав - у Баха нельзя не заметить ритмического богатства, причем примененного с гениальным вкусом и гениальной же простотой.
Zyggie Ну, если учесть, что мой преподаватель - джазовый пианист и дирижёр, то я и не удивился насчёт Баха... А у исполнителей классической музыки, мне кажется, вообще другое восприятие ритма. Оно больше интуитивное, что ли... Несколько раз приходилось играть с ними роковые вещи. Сложно им с непривычки... :)
Mick Конечно, они не привыкли так далеко отклоняться от долей. Свинг экспрессивен настолько, насколько это возможно, приводя ритмическое интонирование на грань синкопы, а звуковысотное интонирование на грань фальши. Для классиков это чересчур - они в большей степени оперируют малозаметными изменениями темпа, а не двигают ноты в такте вперед-назад. :)
Zyggie Да, ноты они не двигают. Они просто играют очень "сзади". Для ритм-секции это, как правило, большое неудобство.


© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна