BESTSELLER.Yaroslavl.ru
Музыка будущего
Музыка в будущем. Что останется и что будет.
О развитии музыки, ее будущем, влиянии на нее рекорд-лэйблов.
Еще беседы
Блюз
Цифра в музыке
Музыка будущего
Радио "Шансон"
Музыка завтра
Русский блюз
Еще на сайте
Отдыхаем. Беседы.
Mick Что нынешнего, из того, что сейчас форматно звучит, допустим, на MTV, на Муз-ТВ, останется? Что будут слушать через 20 лет? Будут ли что-нибудь слушать через 20 лет? Не те люди, которые выросли с этой эпохой, как, знаешь, у нас есть один достаточно пожилой человек, ходит в жакете с каким-то рисунком на спине - "Iron Maden" или что-то в этом роде. Он просто остался в той эпохе. Он очень стильно выглядит, седые длинные волосы, как положено. Он продолжает любить ту же самую музыку и просто ничем другим не интересуется. Он приходит, спрашивает определенные группы, определенные альбомы, ему говорят "нет", и он уходит. То есть не те люди, которые вырастут вместе с этой эпохой и будет по-прежнему слушать, например, Kylie Minogue, следующее поколение сможет из нынешнего что-нибудь зацепить?
Nick Я думаю, да, все-таки. Альтернативную волну всю современную, я думаю, они воспримут.
Mick А что ты называешь альтернативной волной?
Nick В основном тяжелая музыка - индастриал, альтернатива, Limp Bizkit'ы всякие. Но от них останется ровно столько, сколько осталось от панк-групп, типа Sex Pistols.
Mick Ну, Sex Pistols все-таки пионеры.
Nick Нет, Sex Pistols - они особняком, я имею в виду группы той волны. Никто ведь особо не задумывается над "Ramones", например. Только редкие любители жанра.
Mick То есть ты хочешь сказать, что останутся стили в лице самых ярких их представителей?
Nick Да. Они будут все равно востребованы, потому что в этой музыке, несмотря ни на что, найдутся люди, и их достаточно много будет, которым будет созвучна энергетика. Уж чего-чего, а с помощью современных технологий достигнута энергетика должного уровня, которая будет "цеплять". В этом я могу быть уверен.
Mick Знаешь, старую музыку я слушаю на хорошей hi-fi системе, а плохую я слышу по MTV с телевизора. Может быть, этим еще определяется мое отношение.
Nick Может быть. Я тут посмотрел на DVD концерты Sleep Knot - современной популярной тяжелой группы, которая использует все современные наработки. Агрессивная очень группа, которая имеет свой имидж, мрачный, разрушительный. Играют они очень тяжелый современный альтернативный металл. Это вообще впечатляет, но скучно. Но когда смотришь на DVD - это такое концертное шоу вкупе с музыкой. У них два перкуссиониста, барабанщик с двумя бочками, два гитариста, басист, два вокалиста. Т.е. огромный состав, музыка идет такая качающая, они орут, а еще у каждого свой имидж, маски здоровые, комбинезоны. Шоу они дают по полной. Такой отрыв, что "пачка" открывается - живые люди с такой энергетикой. Непонятно. Это действительно впечатляет. Это скучно, потому что я не поклонник поверхностных идей, но первый раз я смотрел с чувством "как это возможно вообще?". Причем шоу делается не за счет спецэффектов, шоу делают живые люди, которые подают все так: когда мы "врубаем" их - все останавливаются, у всех "пачка" открывается. Кто знает, что это такое, сразу останавливаются, а кто не знает - именно так смотрят, причем все равно какие люди. Значит, это объективно воздействует. То есть это останется. Но это останется не в таких масштабах, как сейчас. Уже сейчас эта волна идет на угасание. Вторая волна - электронная, которая будет оставаться до тех пор, пока люди будут слушать музыку. Вообще музыку, как явление. В этом я уверен. Серьезно она не изменится.
Mick Ты знаешь, в чем отличие революционеров от всех остальных, - они делают вещи, которые остальным не приходят в голову. Вот мы сейчас сидим, думаем, что ничего уже нельзя изменить, а кто-нибудь начинает делать что-то такое, что нам в голову не приходило.
Nick Я думаю, что изменения, конечно же, будут, но они должны быть уже слишком серьезными. Т.е. для этого должно пройти слишком много времени, они должны быть слишком принципиальными, должно возникнуть вообще новое явление, какое-то новое искусство, в котором музыка будет составной частью и даст что-то свое. Большое это будет что-то, я не знаю. Мне кажется, сама по себе музыка, как искусство, принципиально нового уже ничего не даст. Может, я говорю вещи неоптимистичные, но для меня оптимизм заключается в том, что мне очень нравится то, что делали раньше и делают сейчас. Я нахожу в этом большой кайф, я слышу талант людей, их желание что-то делать - мне этого достаточно. Мне не нужен сверхскачок. Мне нравится музыка, которую делают, я умею находить в ней кайф.
Mick То есть у тебя не остается ощущения, что можно еще что-то сделать?
Nick Остается.
Mick Но если оно остается, значит, ты уже не полностью удовлетворен тем, что есть?
Nick Для меня это само собой разумеется. Если бы не оставалось, то было бы неинтересно.
Mick Если говорить о развитии музыки, то недавно была передача "Оркестровая яма". Одна из последних передач была посвящена так называемой новой музыке, но новой - не в смысле "длинноволосая блондинка, которая что-то там такое поет", а новой - как альтернативе стандартной академической, даже не альтернативе, а развитию. И была очень интересная вещь (в передаче были приглашенные лица, очень интересные люди, создатели этой самой новой музыки, и противники - Петров был ярым противником, он был академистом) - они пришли к выводу, что музыка должна быть сиюминутна и что академисты делают вредную вещь - они заставляют нас слушать музыку сто, двухсот-, трехсот-, четырехсот-летней давности и то, что эти "новые" исполняют, мне лично было интересно. Там композитор присутствовал со своим коллективом, который исполняет новую музыку, - частичный такой минимализм, авангард, на темы и слова писателя Андрея Платонова. Неоднозначная такая музыка, народ из вежливости, конечно, похлопал, кто-то похлопал искренне, мне лично это было интересно. И, ты знаешь, такая мысль была, что музыка воспринимается криво, потому что наше музыкальное сознание осталось в той эпохе, и поэтому академисты (они же узурпировали понятие идеальной музыки) говорят, что идеальная музыка - то, что было до определенного года, а то, что позже, - это уже компромиссы, неудачные пути развития и так далее. Так вот, насчет актуальности в музыке. У нас сейчас актуальной музыки в принципе нет, которая интересна массам, которой массы заинтересовались бы самостоятельно без наличия рекламы, без наличия серьезных телеканалов. То есть раньше, например, католицизм, Бах - человек мог слышать музыку только на базарах в исполнении каких-то самодеятельных коллективов и в церкви - классическая католическая музыка, хоралы, папа Пий еще, подписал, по-моему сборник того, что можно исполнять в церкви, талантливые композиторы делают к этим хоралам хоральные прелюдии, после чего хор мужчин и мальчиков, потому что женщин не допускали петь, исполнял. Все это было красиво. Естественно, у народа был интерес. Потому что он первый раз пришел - не понял эту музыку, второй раз пришел, но он каждую неделю ходит в церковь и все равно, рано или поздно, он начинает ее понимать, для него - это живая, актуальная музыка, которая созвучна его жизни. Потом, допустим, человек попадает на концерт каких-то уличных артистов 20-х годов: парк, играет духовой оркестр. Сейчас, кстати, возрождается это, в Питере в Летнем Саду можно услышать. Человек приходит, под эту музыку танцует, она ему нравится, эта музыка для него актуальна. Сейчас актуальности в принципе нет, СМИ принесли музыку в каждый дом, ничего не нужно делать, никуда не нужно ходить, сел перед телевизором и "ешь" все, чем тебя "кормят". Актуальна ли современная музыка в этом смысле? Была бы она интересна без вот этих огромных капиталовложений лэйблов, которые ее создают?
Nick В принципе, это были бы, как и раньше, определенные круги избранных. Она была бы интересной. Я знаю много хороших музыкантов, и все настоящие любители музыки знают тех, кто на своем "живом" концерте может доказать, что их действительно есть за что любить. Я упрощенно говорю. И их полюбят. И современных музыкантов тоже. Но концертах многие из них это и доказывают. Но, безусловно, не было бы такой глобальной грандиозной системы.
Mick Подожди. Давай немного переформулируем вопрос, может быть я не совсем правильно с самого начала сказал. Представь себе, что не было бы вот этого коммерческого давления рекорд-лэйблов, которое начало возникать в конце 70-х, сейчас оно усиливается, усиливается, усиливается. Музыка бы сильно изменилась? Она пошла бы по другому пути? Что-то другое бы появилось?
Nick Я думаю, что да.
Mick То есть получается, что рекорд-лэйблы несут очевидный вред музыкальному развитию?
Nick Опять же двоякий ответ может последовать. Я буду свое мнение высказывать, сложно анализировать, поскольку нужно знать громадное множество фактов. То, что я вижу - это, скорее, вред, чем польза, потому что сейчас они выпускают продукцию, и это однозначно слышно, однозначно видно и однозначно понятно. Это продукция, это не искусство. Значит, это - вред.
Mick Самое любопытное, что их модель бизнеса, похоже, терпит крах, потому что тот уровень продаж, которого они достигли, по-моему, в 1998 году, не был преодолен, и с тех пор происходит только падение, поэтому они и зашевелились с защитой копирования.
Nick Это логично. Во-первых, копирование, а во-вторых, они понимают, что наступил в общем-то кризис, кризис идей - ими исчерпано все. Они будут вынуждены раскручивать авангард.
Mick Получается два прогноза - оптимистичный и не оптимистичный. В одном случае, в оптимистичном, они раскручивают молодежь, а в другом - пытаются ее "уничтожить", задавить.
Nick Сейчас, скорее, вторая ситуация происходит, поскольку я знаю достаточно много информации о том, что очень много серьезных лэйблов, более-менее крупных джазовых, авангардных терпят очень серьезные убытки из-за уровня продаж своих дисков. Сильные музыканты, которые давали приток средств, перетягиваются мажорными лэйблами, что достаточно для них серьезно, а музыканты соглашаются, к сожалению, потому что им предлагают деньги серьезные.
Mick А зачем вообще сейчас лэйбл, если человек при наличии современных технологий может выпустить музыку сам, сам же и опубликовать?
Nick Это пережиток. Лэйбл дает определенное качество, что для современных слушателей, к сожалению, немаловажно. Людям, которые серьезно слушают джаз, например, нужен не просто диск, а нужен формат Super Audio CD, например. А кто может выпустить формат Super-Audio-CD? Это технология для избранных пока. Они продаются тысячными, а не миллионными тиражами. Я знаю, что V.I.P., слушающий джаз, сейчас переходит на этот формат.
Mick Многоканальная музыка на них выпускается или двухканальная?
Nick Многоканальная, в основном. Я сам слышал, это действительно серьезный скачок в качестве, он ощутим, это определенный этап, и я бы хотел слушать такую классную музыку, как хороший джаз, слушать в полной мере. Это отличается от CD. Соответственно, поддержка лэйблов нужна, чтобы выпускать эти вещи.
Mick Получается замкнутый круг - те люди, которые выпускают музыку интересную для небольшого круга людей, не имеют денег, а, не имея денег, они не могут себе позволить выпускать хорошие записи и заинтересовать большее количество людей. Поэтому они вынуждены продаваться и делать не то, что они хотят, а то, что им навязывает продюсер. То есть, если они попадают в мажор, они перестают быть самостоятельными людьми. Продюсер определяет направление проекта, и от него уже никуда не уйти.
Nick Совершено верно. Такая несколько печальная ситуация. Хотя существуют совсем малюсенькие лэйблы…
Mick Tzadik, например, Zorn'овский?
Nick Получается, что маленький лэйбл может выпустить музыку, но не будет затрачено столько средств, чтобы произвести современную качественную продукцию, которой заинтересуются те любители, которым нужно качество. То есть они любят интеллектуальную музыку, необычные стандартным проявления, но им нужно и определенное качество. Маленький лейбл не может себе позволить этого. Начнем с того, что нужно сначала записать артиста на определенного уровня студии. Это понятно, поскольку запись на компьютере не даст того качества. К сожалению, пока цифровые технологии отстают от аналоговых. Все-таки аналоговые настолько усовершенствованы, что качество аналоговой записи выше. Это касается живого звука, да и электронного, в принципе. Это пока факт на данный момент. Когда это будет не факт, когда ситуация изменится, это будет анархичная несколько ситуация, получится, что каждый сможет записать музыку, и будет огромное количество независимых лэйблов, которые будут распространять свою продукцию. Это будет на достаточно первичном уровне работать, и будут достаточно приличные продажи, мне так кажется. Но сейчас это тяжело.
Mick Возникает интересная ситуация. Вот ты говоришь "в погоне за качеством", но получается, что, отказывая себе в записи качественных дисков, они отказываются от записи дисков вообще. Может, хотя бы идеи расположить в Интернете бесплатно?
Nick Фактически, большинство так и делает.
Mick Ты знаешь, я не могу найти в Интернете чего-то, что не опубликовано на лэйблах. Я сознательно не искал, но когда я ищу музыку, мне не попадаются вещи не опубликованные. Попадаются копии компакт-дисков, как правило.
Nick Я думаю, они есть. Мне кажется, они сами еще только пробуют.


© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна