BESTSELLER.Yaroslavl.ru
EBow
Электронный смычок для гитары
Как-то раз, читая "посты" какого-то гитарного форума, я наткнулся на упоминание некоего устройства под названием "электронный смычок" (Electronic Bow for Guitar, EBow, e-bow, произносится "ибОу"), который якобы используется для звукоизвлечения на электрогитаре. Прочитав про него все на том форуме, сходив на сайт производителя и изучив отзывы на зарубежных сайтах, я понял две вещи: 1) такое устройство на самом деле существует и 2) я хочу его попробовать. Но загореться мало, нужно купить и освоить. Впрочем, все по порядку.

Этап первый. Покупаем.
EBow стоит в России около 140 долларов, но даже за эту, не совсем честную для относительно простого устройства цену, достать его трудно. В одном из ярославских музыкальных магазинов на вопрос об электронном смычке я получил только недоуменно поднятые брови, но в другом мне все-таки повезло - там о нем знали, и, более того, у московского партнера этого магазина завалялся один витринный экземпляр, который под 100% предоплату и был доставлен мне в течение пары дней. Так я стал счастливым обладателем PlusEBow.

EBow - комплект

Этап второй. Знакомимся.
Один из самых приятных моментов покупки - вскрытие коробки и изучение ее содержимого. Бегло я ознакомился с ним еще в магазине при получении, дома же рассмотрел подробнее. В комплект входил сам смычок, помещенный в миленький мешочек из синтетического подобия бархата, руководство пользователя, кассета с аудиоуроками, наклейка с логотипом, выполненная на прозрачной пленке и недвусмысленный значок, пропагандирующий отказ от медиаторного звукоизвлечения. Строго говоря, там не хватает второго значка с перечеркнутыми пальцами, так как пальцевое звукоизвлечение тоже отвергается. Моя коробка отличалась по дизайну от приведенной на снимке и содержала еще и небольшой рекламный буклет под красноречивым названием "The Amazing PlusEBow" (amazing - удивительный, поразительный и т.п.).

EBow - размеры в сравнении с батарейкой

Этап третий. Изучаем.
Смычок оказался небольшим приборчиком в пластмассовом корпусе, с формой, напоминающей степлер. Это активный электронный прибор, соответственно, требующий электричества и работающий от 9-вольтовой батарейки "Крона". Я читал, что у более ранней версии EBow не было выключателя питания, и она имела обыкновение "кушать" установленную в нее батарейку даже в нерабочем состоянии. В моей версии с приставкой "Plus" все гораздо лучше - трехпозиционный переключатель режима работы в среднем положении отключает питание. Версия Plus отличается от обычной не только наличием переключателя. У нее есть еще и синий светодиод, который в рабочем положении смычка светит прямо на используемую струну. Это хорошо, так как при сильном перегрузе нет никакой надежной возможности определить реальную силу звука струны, кроме как по амплитуде ее колебаний, которая отлично видна в конусе синего света.

EBow - внешний вид

Этап четвертый. Пробуем.
Нижняя часть смычка имеет три углубления - два неглубоких боковых (GuideGrooves) и более широкое и глубокое центральное (DriveChannel). Центральное предназначено для активной струны, то есть той, на которой мы собираемся играть, а боковые служат направляющими и ложатся на соседние струны, заодно приглушая их. Переключатель (Switch) позволяет выбирать один из двух режимов работы - Standard и Harmonic. В первом случае струна возбуждается на основном тоне, во втором - на гармониках основного тона, давая устойчивый звук, похожий на звук медиаторного флажолета. Разработчики рекомендуют использовать нековый (расположенный у грифа) звукосниматель, хотя мой опыт показал, что это требование продиктовано всего лишь более легким и быстрым возбуждением струны при отдалении рабочей точки от подставки и приближении ее к середине струны. Надо сказать, что смычок может быть использован не только на электрических, но и на акустических гитарах. Единственное требование - струны должны быть сделаны из ферромагнитного материала. Лично мне повезло - на моей акустике стоят струны D'Addario Super Light с бронзовой оплеткой, но со стальным сердечником, что позволяет мне использовать EBow не только на электрике.

EBow - используем с акустикой

Этап пятый. Осваиваем.
Надо сказать, что, на мой взгляд, отрабатывать технику надо именно на акустике, так как электрика с перегрузом прощает все огрехи в плане громкости звучания струны, а именно громкость звука представляет наибольшую сложность при игре с EBow. Необходимость получения быстрого возбуждения без хаммера (удара пальцем левой руки по струне при зажатии ее на ладу) заставляет передвигать смычок ближе к центру струны, но проблема заключается в том, что громкость звучания возбужденной струны тоже зависит от положения смычка (чем дальше от подставки, тем громче). При необходимости получения мягкой, но быстрой атаки нужно передвинуть смычок к грифу, а затем поймать момент, когда громкость достигнет нужного уровня, и быстро отодвинуть его к подставке, желательно именно в то место, которое обеспечивает поддержание нужной громкости звучания. Это довольно сложно, особенно если учесть, что поведение всех струн различно, но все-таки, при некотором навыке, достижимо. Результат радует душу - любая атака и любая громкость с бесконечным сустейном. Переход с ноты на ноту может быть как легатным, без приглушения в момент зажима струны (тогда смычок может оставаться на одном месте), так и стаккатным (с глушением и отводом смычка к центру струны для получения нужной скорости атаки). На электрике с глубоким перегрузом все гораздо проще - динамика нивелирована, а для того, чтобы завести струну, достаточно легкого хаммера при любом положении смычка. Переход со струны на струну тоже достаточно прост - дно смычка гладкое, пластмасса почему-то не царапается о струны, так что смычок можно просто передвинуть, не приподнимая над струнами. Иногда, правда, при этом происходит что-то подобное щипку, но этого нежелательного эффекта можно избежать, слегка приглушив проблемную струну или слегка приподняв смычок.


Дополняем и подытоживаем.

О EBow и особенностях его использования можно распространяться довольно долго, но, боюсь, это не всем будет интересно, поэтому в заключение просто сжато изложу основные соображения.

  1. Смычок, расположенный над струной, возбуждает ее на одной из возможных резонансных частот (основной тон или одна из гармоник). Скорее всего, EBow представляет собой генератор переменного магнитного поля (возможно, с постоянно меняющейся в неактивном состоянии частотой, чтобы "подхватить" любую струну на любом ладу), а струна является для него тем же, чем кристалл кварца для кварцевого генератора - генератором опорной частоты.
  2. Режимы Standard и Harmonic отличаются, по-видимому, диапазоном собственных колебаний генератора. В режиме Harmonic он выше, что заставляет струну возбуждаться на гармониках вместо основного тона. Это подтвеждается тем, что в нижних позициях даже в режиме Standard частенько звучат обертона и тем, что в высоких позициях разница между двумя этими режимами сглаживается, и Harmonic тоже генерирует основной тон.
  3. Скорость атаки зависит от физических свойств струны и положения смычка. Чем толще и однороднее струна, тем легче она возбуждается, соответственно, третья "голая" "заводится" быстрее, чем четвертая в оплетке. Легче всего "завести" струну, расположив смычок на половине эффективной длины струны (звучащей части струны от лада, на котором она зажата, до подставки), практически невозможно - у самой подставки.
  4. Громкость звучания зависит от положения смычка в направлении вдоль струны. Минимальная громкость - у подставки, максимальная - на половине эффективной длины струны.
  5. При неизменном положении смычка громкость поддерживается на достаточно стабильном уровне.
  6. Несмотря на то, что многие источники указывают на зависимость спектра звучания струны от положения смычка, мне не удалось обнаружить сколь-нибудь существенной зависимости. По крайней мере, этот эффект значительно слабее, чем, например, изменение тембра в зависимости от положения щипка. Собственно, мне кажется, что тембр в большей степени меняется из-за изменения амплитуды колебаний струны, которая, в свою очередь, как я отметил в пункте 4, зависит от положения смычка. Большая амплитуда приводит к большей нелинейности колебаний.
  7. На крайних струнах (шестой и первой) играть сложнее, так как смычок опирается на струну только с одной стороны и его параллельность плоскости струн нужно отслеживать самостоятельно. Ситуация с первой, самой тонкой струной осложняется еще и тем, что ее почти невозможно "завести". Это, по-видимому, настолько типичная проблема, что даже руководство пользователя советует не мучаться и отказаться от использования двух крайних струн. Мне кажется, это чересчур радикальная мера, и стоит просто потратить чуть больше времени на отработку техники игры.
  8. Совет из руководства пользователя, касающийся использования обязательно некового звукоснимателя, можно, мне кажется, игнорировать. Играть можно на любом. Единственное, на мой взгляд, о чем нужно помнить - это о том, что при переходе со струны на струну звучащая струна глушится полозьями смычка, а если датчик расположен правее его, то в момент заглушения слышен очень высокий короткий тон - это звучит часть струны между смычком и подставкой. Для того, чтобы этого избежать, смычок, вернее его активная часть со светодиодом, должна находиться правее датчика. Для бриджевого звукоснимателя можно развернуть смычок светодиодом к подставке. По всей видимости, здесь нужно принимать в расчет только соображения пунктов 3 и 4.
  9. Руководство пользователя рекомендует размещать смычок непосредственно над датчиком так, чтобы светодиод светил прямо на "пуговки" звукоснимателя с тем, чтобы получить наиболее мощный сигнал (сигнал там действительно мощнее, возможно, сказывается влияние магнитов датчика и его экранирующий эффект). Не могу безоговорочно согласиться с этой рекомендацией. Во-первых, звук и без того достаточно сильный - щипком, например, такой громкости вообще не добиться, а во-вторых, смычок, как генератор, все-таки наводит какую-то неясную помеху в датчике, если расположен непосредственно над ним. Кроме того, в случае хамбакера очень легко промахнуться и попасть в "мертвую зону" между половинами датчика, где струна вообще не будет возбуждаться. Это особенно актуально для меня, так как я очень люблю свой узкий рельсовый хамбакер, который я поставил вместо ненужного мне сингла в средней позиции. Из-за небольшой ширины звукоснимателя расстояние между рекомендованной позицией и мертвой зоной - всего пара-тройка миллиметров.
Значок "Долой медиатор" из комплекта EBow В заключение могу сказать, что EBow мне понравился, хотя лично я предпочел бы более продвинутое устройство, не опирающееся на струны, а просто подносимое к той, которая должна звучать, так как попасть на струну и приглушить левой рукой соседние (если они не должны звучать) может даже ребенок. Если бы это была простая катушка в руке, то было бы легче играться с динамикой и одновременно звучащими струнами. Не исключено, что я когда-нибудь разломаю свой PlusEBow и сделаю на основе его электроники какое-то свое устройство...
Ну а пока - долой медиатор, да здравствует EBow!


Mick

© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна