BESTSELLER.Yaroslavl.ru

О роли государства в создании и развитии технопарков

В настоящее время страны мира вкладывают огромные средства в ИКТ, в частности, в создание и поддержание инфраструктуры, развитие партнерских отношений, подготовку кадров для обеспечения необходимых условий для дальнейшего развития ИКТ.

В начале нового тысячелетия мир переживает четвертую информационную революцию - революцию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Известно, что первая информационная революция произошла более 6000 лет назад, когда была изобретена письменность; вторая - 1300 лет до нашей эры, когда увидела свет первая рукопись; третья - в 1455 году нашей эры, когда был изобретен печатный станок. Каждое из этих изобретений привело к значительному росту производства и позволило человечеству перейти на принципиально новые ступени развития, значительно улучшив качество жизни. Революция информационных и коммуникационных технологий ИКТ по степени своего комплексного воздействия на развитие коммуникаций, торговлю, производство, культуру развлечений, образование, национальную оборону и глобальную безопасность, пожалуй, не имеет аналогов. Революция ИТ разрушает старые барьеры и строит новые связи в ставшем единым мире. Информационные технологии становятся главным определяющим фактором прогресса наций, сообществ и отдельных граждан. В настоящее время страны мира вкладывают огромные средства в ИКТ, в частности, в создание и поддержание инфраструктуры, выкуп земли развитие партнерских отношений, подготовку кадров для обеспечения необходимых условий для дальнейшего развития ИКТ.

В качестве примера обратимся к Индии, где ИКТ - одна из приоритетных отраслей народного хозяйства страны. Она находится в центре всеобщего внимания как инструмент и модель для преобразования всей индийской экономики. «Исторический опыт последних лет показал полную несостоятельность той точки зрения, согласно которой размер, структура и основные свойства какого-либо промышленного сектора целиком определяются действием рыночных сил. В настоящее время со всей уверенностью можно утверждать, что государства, по крайней мере, большинства развивающихся стран обязаны взять на себя часть ответственности за процесс индустриализации». Индия является примером страны, в которой государство в течение долгого времени проводило и продолжает проводить целенаправленную политику развития отрасли производства программного обеспечения и услуг.

В середине 1970 года был создан департамент электроники (ДЭ), который в конце 90-х преобразован в министерство информационных технологий. В функции министерства входило содействие развитию индустрии производства программного обеспечения и разработка политики в области развития этой индустрии. В начале 70-х ДЭ принял ряд программ, направленных на развитие экспорта. Так, в 1972 году была принята «Схема организации экспорта программного обеспечения», разрешающая ввоз компьютерной аппаратуры для производства ПО при определенных экспортных обязательствах. Годом рождения индийского экспорта программного обеспечения можно назвать 1974 год. Именно тогда впервые в истории индийская фирма-Tata Consultancy Services (TCS) - приняла решение об экспорте ПО для того, чтобы получить возможность импортировать компьютерную технику.

Приход к власти в 1984 году премьер-министра Раджива Ганди, страстного приверженца компьютеризации и высоких технологий, был ознаменован еще одним событием - появлением на рынке Индии IBM-совместимых персональных компьютеров. В 1986 году индийское государство провозгласило развитие индустрии программного обеспечения одним из приоритетных направлений экономического развития страны. Правительство Индии разработало программу «Политика в области экспорта программного обеспечения, разработки программного обеспечения и обучения» (Policy on Computer Software Export, Software development and Training). Для экспортных зон (EPZ) , экспортных предприятий (EOU) и технопарков (STP) была установлена нулевая таможенная пошлина на импорт аппаратуры.

С середины восьмидесятых годов развитию отрасли производства ПО в Индии активно способствовал Всемирный банк, финансируя и поддерживая проведение государственных реформ и преобразований в области финансов, образования и маркетинга. В апреле 1998 года на ежегодной сессии СП (The Confederation of Indian Industry - Индийская промышленная конфедерация) премьер-министр подчеркнул, что именно в области ИКТ Индия может быстро занять одно из первых мест среди мировых супердержав в силу своей высокой конкурентоспособности. В том же году был создан специальный Комитет по информационным технологиям при правительстве (ИТ Комитет - IT Task Force). ИТ комитет разработал программу развития отрасли информационных технологий в Индии на следующее 10-летие ( до 2008 года),

В 2002 году в Индии уже существовало 19 структурных единиц STP -технопарков по разработке программного обеспечения, объединенных в единое автономное образование при министерстве информационных технологий - сеть программных технопарков Индии - STPI (Software Technology Parks of India). В России министерство информационных технологий и связи РФ было создано в составе правительства в 2004 году. В первом своем публичном выступлении в качестве главы Мининформсвязи на Всемирном экономическом форуме в Санкт-Петербурге летом 2004 года Леонид Рейман затронул тему технопарков. Однако конкретных мер и практических шагов в этом направлении рынок дождался только в начале 2005-го, когда президент России Владимир Путин выступил на

совещании в Новосибирске, где находится один из трех крупнейших академгородков, созданный в 50-е годы прошлого века. По итогам совещания 11 января 2005 года последовало поручение Владимира Путина правительству о подготовке государственной программы поддержки IT -парков. В декабре 2004 года во время своего визита в Индию президент РФ посетил один из самых известных в мире технопарков – «Бангалор». Уточненный проект государственной программы создания технопарков в сфере ИТ был внесен в правительство в конце июня 2005 года. Он был разработан Мининформсвязи совместно с Минэкономразвития, министерством образования и науки и Минфином России.

10 марта 2006 года распоряжением правительства РФ № 328-р была одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Этим же распоряжением правительство РФ поручило Мининформсвязи России возглавить обеспечение координации работы по реализации государственной программы на межведомственном уровне и ликвидации коррупции в в органах валсти на местах. В государственной программе отмечено, что «Отрасль инфокоммуникационных технологий является одной из самых быстро развивающихся, она опережает темпы роста других отраслей экономики страны, являясь для них катализатором развития».

В плане реализации государственной программы 17 апреля 2006 года было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между министерством информационных технологий и связи РФ, правительством Санкт-Петербурга и СПбГУТ по созданию ИТ-парка на базе СПбГУТ, а 6 мая 2006 года был подписан протокол о намерениях по развитию сотрудничества между СПбГУТ, Фондом поддержки законодательных инициатив РФ и компанией TECHNOPOLIS Pic (Финляндия) по разработке пилотного проекта создания технопарка в области высоких технологий на базе СПбГУТ с использованием финской модели технопарков. Определены цели создания ИТ-парка:
• обеспечение благоприятных условий для роста и расширения отечественных инновационных компаний, работающих в сфере инфокоммуникационных технологий, в том числе привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов в области ИТ путем создания для таких пециалистов условий наибольшего благоприятствования зарождению, реализации, проработке, внедрению научно-технических идей;
• формирование благоприятной среды для развития науки и повышения качества образования в области информатизации и телекоммуникаций;
• развитие научной деятельности СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича на базе передовых технологий;
• расширение деловых связей, интеграция в мировой процесс
• развития телекоммуникационных и информационных технологий;
• получение прибыли от внедрения инновационных научно- технических идей.

В начале августа 2005 года в Санкт-Петербурге стартовал первый этап работ: СПбГУТ объявил о проведении открытого конкурса «идей» по созданию ИТ-парка. Конкурсные заявки принимались до 10 октября 2005 года и 14 октября были подведены итоги. Победителями конкурса, занявшим первые 3 места были вручены вознаграждения в размере 15,10 и 5 тысяч евро. Они были допущены к участию в градостроительном и архитектурном конкурсе. 13 октября 2006 года были подведены итоги конкурса на архитектурно-планировочные решения комплекса ИТ-парка на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им.проф.МА.Бонч-Бруевича на территории Невского административного района Санкт-Петербурга. По предложению победителя конкурса «Архитектурная мастерская Романова», на территории университета телекоммуникаций будет построено 22-этажное здание научно-исследовательского центра и библиотеки, пять 8-этажных зданий, размещенных по окружности вокруг здания конференц-зала (60 тыс. кв. м), и гостинично-развлекательный центр. Всего в рамках проекта создания комплекса на территории площадью 45 га предполагается построить 500 тыс.кв. м недвижимости, всю необходимую социальную инфраструктуру, а также новое здание университета.

По словам министра информационных технологии связи РФ Леонида Реймана «ИТ-парк должен стать настоящим раем для самых умных и талантливых молодых специалистов в области ИКТ». На Санкт-Петербургский ИТ-парк возлагает надежды не только город, но и федеральный центр. По замыслу мининфорсвязи РФ, ИТ-парк в городе на Неве должен стать моделью для строительства других семи технопарков, предусмотренных государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Построена организационно-правовая модель управления созданием и развитием Технопарка в сфере высоких технологий в Санкт-Петербурге.

В соответствии с программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» объекты инфраструктуры Технопарка в сфере высоких технологий в Санкт-Петербурге создаются на паритетной основе за счет средств бюджета Российской Федерации и города Петербурга. Остальные объекты возводятся и эксплуатируются за счет внебюджетных источников (далее - Инвесторов). Система управления технопарка будет обеспечивать взаимодействие заинтересованных участников процесса его создания, функционирования и развития. В целях обеспечения планового функционирования технопарка образуется координирующий орган, в состав которого входят представители гражданского общества, органов государственной власти Санкт-Петербурга, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов и резидентов технопарка. Функции по созданию технопарка и управлению им будет осуществлять управляющая компания.

Средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка, а также для маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок. Рекомендуемая Мининформсвязи России схема предусматривает создание открытого акционерного общества (далее ОАО), учреждаемого публичными субъектами (Российской Федерацией в лице Мининформсвязи России и правительством Санкт-Петербурга), которое осуществляет организацию застройки и управления Технопарком (являясь арендатором, заказчиком строительных работ и застройщиком земельного участка) через образование совместно с инвесторами открытых акционерных обществ (для инвесторов, заинтересованных в создании объектов недвижимости с целью их последующей коммерческой эксплуатации) и закрытых паевых инвестиционных фондов (для финансовых инвесторов). Мининформсвязи России планирует внести в правительство Российской Федерации проект решения о формировании ОАО после его согласования с правительством Санкт-Петербурга. При этом Мининформсвязи России обеспечит подготовку устава ОАО и выполнение необходимых регистрационных действий после принятия соответствующего решения правительством Российской Федерации.

Правительство Санкт-Петербурга и Мининформсвязи России должны внести равное количество средств в уставной капитал ОАО, достаточное для компенсирования годовых операционных затрат ОАО и оплаты арендных платежей за пользование земельными участками, входящими в технопарк, в течение 1 года. В целях обеспечения эффективной координации строительства и развития технопарка в рамках образованного ОАО создается попечительский совет, в который входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, отраслевых ассоциаций научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов и резидентов технопарков.

Основными функциями попечительского совета ОАО будут являться:
• Контроль над соответствием деятельности резидентов технопарка, инвесторов технопарка, управляющих компаний целям, установленным в программе;
• Определение предельных максимальных тарифов на услуги, оказываемые ОАО его резидентами. При этом решение о повышении уровня предельных тарифов принимается квалифицированным большинством голосов членов Совета, а о понижении - консенсусом;
• Определение критериев допуска компаний в качестве резидентов и партнеров Технопарка, а также принятие решений по их допуску;
• Содействие созданию на территории Технопарка инновационной среды, максимально способствующей росту предпринимательской и научно-исследовательской активности.

Привлечение третьих лиц в качестве акционеров ОАО допускается только при обоюдном согласии правительства Санкт-Петербурга и Мининформсвязи России. Правительство Санкт-Петербурга и Мининформсвязи России формируют Совет директоров ОАО из 13 членов, в котором 7 из Мининформсвязи РФ и 6 от правительства Санкт-Петербурга.

Основными функциями совета директоров ОАО будут являться:
• утверждение планов создания и развития Технопарка;
• утверждение перечня отдельных объектов (инвестиционных лотов) технопарка;
• одобрение сделок ОАО с инвесторами технопарка;
• утверждение годового (квартального) бизнес-плана, бюджета ОАО и отчета об итогах выполнения бизнес-плана, бюджета ОАО;
• назначение Генерального директора ОАО;
• согласование перечня работ, заказываемых третьим лицам, связанных с подготовкой участка к строительству технопарка;
• иные задачи, предусмотренные ФЗ «Об акционерных обществах».

На период формирования органов управления технопарком, до регистрации ОАО, совместным решением министра информационных технологий и связи Российской Федерации и губернатора Санкт-Петербурга создаются временные органы, обеспечивающие эффективное управление проектом создания технопарка, в т.ч. совет директоров проекта и исполнительная дирекция проекта. Исполнительную дирекцию проекта будет возглавлять лицо, согласованное сторонами и рекомендуемое в качестве кандидатуры генерального директора создаваемого ОАО.

Для координации взаимодействия Мининформсвязи России и правительства Санкт-Петербурга в части проектирования и строительства объектов инфраструктуры Технопарка, указанных в программе, создается «Центр территориального развитии» (далее - Центр) в форме некоммерческой организации, со следующими функциями:
• Осуществление координации действий Исполнительной дирекции ОАО на основе соответствующего соглашения о возмездном оказании услуг между ОАО и Центром;
• аудит земельных отношений и оказание содействия ОАО в подготовке нормативных и разрешительных документов для скорейшего начала проектных и строительных работ на участке.
• Согласование проектных документов, разрабатываемых ОАО для освоения участка, технических заданий, выдаваемых подрядчиками на осуществление инвестиций работ на участке;
• Совместно с исполнительной дирекцией ОАО подготовка бизнес-планов ОАО и отдельных инвестиционных проектов для их последующего утверждения Советом директоров ОАО, а также осуществление постоянного мониторинга их исполнения.
• Инвестиционное консультирование ОАО, правительства Санкт-Петербурга и Мининформсвязи Российской Федерации при переговорах с инвесторами.
• Построенная организационно-правовая модель управления созданием и развитием технопарка в сфере высоких технологий в Санкт-Петербурге (ИТ-парка) отражает роль государства, представляемого Мининформсвязью РФ, в преодолении бюрократических барьеров, создаваемых чиновниками высокого уровня.
• В состав координирующего органа, обеспечивающего плановое функционирование ИТ-парка, входят представители Мининформсвязи РФ, органа государственной власти Санкт-Петербурга, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, представители инвесторов и резидентов технопарка.
• Управляющая компания, выполняющая функции управления созданием технопарка, его функционированием и развитием. Денежные средства, получаемые управляющей компанией, используются на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка, а также на выполнение маркетинговых исследований;
• Открытое акционерное общества (ОАО), учреждаемое Мининформсвязи России и правительством Санкт-Петербурга, для организации застройки и управления технопарком путем организации совместно с инвесторами открытых акционерных обществ для их коммерческой эксплуатации и закрытых паевых инвестиционных фондов. Подготовку устава АО и выполнение необходимых регистрационных действий обеспечивает Мининформсвязи РФ. В рамках ОАО создается попечительский совет для обеспечения координации работ по развитию рынка труда. В него будут входить представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, представители инвесторов и резидентов технопарка.
• Мининформсвязи РФ и правительство Санкт-Петербурга формируют Совет директоров ОАО, рекомендуют одного из членов Совета директоров на должность генерального директора.
• Совет директоров занимается разработкой и реализацией планов создания и развития технопарка.

До официальной государственной регистрации ОАО (до начала его функционирования) совместным решением министра информационных технологий и связи РФ и губернатора Санкт-Петербурга создаются: Совет директоров проекта Исполнительная дирекция проекта.

Для координации действий Мининформ связи РФ и правительства Санкт-Петербурга в части проектирования и строительства инфраструктуры технопарка создается «Центр территориального развития» в форме некоммерческой организации. Создается Федеральная ассоциация развития информационного общества на основе соглашения Мининформсвязи РФ с другими органами исполнительной власти, а также с потенциальными инвесторами технопарка в сфере высоких технологий, для осуществления общего контроля и содействия деятельности технопарка поставленным целям и задачам государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна