BESTSELLER.Yaroslavl.ru
Сравнение книги Шадерло де Лакло «Опасные связи» и фильма Джорджа Камбла «Жестокие игры»

Информационный спонсоры: Подскажем, где лучше приобрести готовое ооо с лицензией
Продажа складской техники и погрузочного оборудования

Опасные связи Жестокие игры

Роман в письмах Шадерло де Лакло «Опасные связи» по праву заслужил свое законное место в сокровищнице мировой литературы. Вот уже более двухсот лет, люди проявляют недюжинный интерес к творению писателя, прошедшему сквозь века. Вызвавшее своим выходом в свет неоднозначную реакцию и бурю страстей творение артиллерийского офицера Шадерло де Лакло заслужило полное право носить имя «романа на все времена».

Задумывая свое произведение, автор, по словам очевидца, «намеревался написать книгу из ряда вон выходящую, которая имела бы отзвук и тогда, когда его самого уже не будет в живых». Что ж, офицер Шадерло де Лакло с успехом выполнил поставленную миссию: его произведение к настоящему времени имеет уже несколько изумительных официальных экранизаций и бессчетное количество неофициальных. Третья по счету кинолента «Жестокие намерения» (дословно; «жестокие игры» дальше) является адаптированным под современность видением «Опасных связей» Джорджа Камбла.

Жестокие игры - актеры

Это, как ничто другое, свидетельствует о том, что мотивы, поднятые Шадерло де Лакло еще в 18 веке, имеют место быть в настоящем времени, а роман действительно актуален и по сей день. Более, позволю себе вольность предположить, что эти письма останутся актуальными еще долго-долго, пока не исчезнут на свете все Вальмоны и маркизы де Мертей, которых, кстати, со времен автора, в мире только прибавилось. В настоящее время «Жестокие игры» являются очень жизненной кинолентой, в которой молодые телезрители, на которых и был ориентирован фильм, могут увидеть себя на экране в роли того или иного героя.

Сама книга «Опасные связи» вызвала во мне смешанные ощущения: поначалу было непросто привыкнуть к эпистолярному жанру произведения, но по мере прочтения я нашел-таки в этом свою прелесть. Чего стоят письма, утаивающие какую-то информацию, но уже имеющую место, о которой мы узнаем лишь в следующем письме?! Возбуждает аппетит к чтению это, безусловно. Сюжет, который постепенно открывается читателю посредством писем героев романа, необычайно интересен, отчасти за счет именно такой формы подачи. Лакло преподносит свою историю таким образом, что порой, просыпаясь с утра, невольно задумываешься о том, почему президентша де Турвель уехала, несмотря на то, что виконт только-только полюбил по-настоящему и раскрылся ей, как там поживает маркиза де Мертей со своими кавалерами, не переигрывает ли Сессиль в учебе, прежде чем сдавать экзамен своему Дансени; или ложишься спать с намерением поскорее проснуться, дабы узнать все это. Да что там говорить! Признаюсь, читая «Опасные связи», я уподобился женщинам, зачитывающимся любовными романами!Опасные связи - Шадерло де Лакло Но вот хотите, верьте – хотите, нет, но я чертовски горжусь этим: таким произведением, как это, можно и нужно зачитываться! А для школьниц его и вовсе должно утвердить в программе литературы за класс этак девятый. Ведь сам Шадерло де Лакло говорил, что роман его следует в обязательном порядке давать читать девушкам, собирающимся замуж (хоть и девятиклассницы и не собираются обычно в это время замуж, но – такое время!)

Я приношу глубочайшие извинения за то, что поддался соблазну и не сдержался выше в своих выражениях и в том, что я хотел ими сказать. Такой уж я человек: готов петь дифирамбы классическим произведениям литературы, даже если меня разбудят среди ночи.

Ну а пока вы меня прощаете, мы двигаемся все-таки к цели нашего исследования. Итак, фильм Джорджа Камбла «Жестокие игры». Когда-то, несколько лет тому назад, я уже видел его, и он меня заинтересовал (в том смысле, что я не переключил канал), немножко шокировал мерзостью поведения главных героев (Катрин и Вальмона). По мере прочтения «Опасных связей» я начинал понимать, что у этих двух произведений есть много общего. Совсем недавно «Жестокие игры» я пересмотрел, убедившись уже в том, что это все-таки современная экранизация романа.

фильм Джорджа Камбла «Жестокие игры»

Признаюсь честно, книга мне понравилась больше. Хотя фильм, на мой взгляд, тоже очень достойный. Камбл сумел доказать, что опасные связи, разоблаченные в романе Лакло, никуда не делись, есть и будут, опять же, пока не исчезнут все те же Вальмоны и маркизы. Очень хорошо они смотрятся и в современности: Себастьян Вальмон в шикарной машине в солнцезащитных очках и с мобильником в руке, Сессиль, испорченная отношениями с первым, стерва Катрин Мертей, сидящая на наркотиках, и правильная Аннет Хенгроу, современная президентша де Турвель, дочка директора колледжа, – все они очень вписываются в свое время, идя параллельно со своими героями романа.

Разумеется, целиком и полностью снять фильм по книге, не упустив чего-то, просто невозможно. Как минимум, потому что в кино нужно уместить те самые 175 писем в 1,5-2 часа. Как максимум, потому что фильм по книге – это всегда результат авторского прочтения. В данном случае, «Жестокие игры» Джорджа Камбла, несмотря на многочисленные упущения сюжета, получились очень даже неплохими. Например, в фильме, как мне показалось, практически отсутствует сюжетная линия, связанная с любовью Сессиль и Дансени, видоизменены линии, связанные с отношениями Вальмона и де Мертей, последнего и президентши.

Хоть и к этому я отношусь скептически (потому что развитие отношений в книге Лакло описано необычайно красиво и интересно, а задача режиссера, на мой взгляд, максимально показать это на экране), но здесь можно сослаться на то, что фильм должен быть динамичным, что с успехом выполнено Камблом; а главное – дело происходит в современном мире, и это делает большую скидку и, в то же самое время, честь этому фильму.

фильм Джорджа Камбла

С точки зрения как современного зрителя, так и современного режиссера, кино по «Опасным связям» должно выглядеть именно так, как «Жестокие игры». Ведь это дань времени: сейчас очень много таких искусителей и искусительниц, как Себастьян или Катрин. Никого не удивят отношения, ради какой-либо выгоды, ради исключительно плотских утех. Во времена Шадерло де Лакло это тоже было не совсем обыденно, но, мне кажется, тогда это было прикрыто какой-то завесой: быть может, люди делали вид, что ничего такого нет, не замечали этого. Сейчас же, как уже было сказано, это все не в диковинку. Поэтому мотив опасных связей, ставших предметом и книги и кино, отлично выдержан и в «Жестоких играх».

Эпистолярность произведения в фильме показана стремительным развитием переживаний главных героев: слезы Сессиль, ее непонимание своих поступков, душевные муки Себастьяна, впервые осознавшего, что что-то идет не так, колебания Аннет и многое-многое другое. И исполнено это действительно великолепно. Переживания на бумаге заменены здесь реальными переживаниями людей. Порой сочувствуешь героям, порой смеешься над ними, порой жалеешь, порой наказываешь – это одна из главных прелестей любого фильма, претендующего на широкое внимание зрителя. Сами же письма фигурируют-таки в фильме как средство связи Рональда, «бывшего» Дансени, со своей обожательницей, малюткой де Воланж. Хотя, как уже было сказано выше, развитию этой сюжетной линии в фильме уделено совсем мало внимания. И все равно аура романа не пропадает, и опасные связи выдержаны здесь на пятерку.

Говоря об игре актеров, надо отдать должное Джорджу Камблу: еще молодые, но, как мы все увидели в настоящее время, очень перспективные Сара Мишель Геллар, Райан Филипп, Риз Уизерспун, блистают в его фильме. А ведь их роли в «Жестоких играх» - одни из первых. Мне больше всего понравилась Мертей в исполнении Сары Мишель Геллар - действительно настоящая стерва, что, видимо, и нужно было по замыслу режиссера. Ее надменный взгляд, ложная доброта, необыкновенное обаяние, притворство, красота, в конце концов, сделали свое дело: маркиза Камбла на высоте!

Очень понравилась игра и будущей блондинки в законе Риз Уизерспун, роль правильной девушки ей очень к лицу.

Райаном Филиппом я восхищаться, как это делают многие, не стал. Сыграл свою роль он великолепно, но, мне кажется, на его месте, а значит на месте Себастьяна Вальмона, должен был быть другой.

Сара Мишель Геллар справа и Риз Уизерспун слева Райан Филипп

Но в целом, после этого фильма такого режиссера, как Джордж Камбл надо более чем уважать.

Вот в общем-то и все, чем я хотел поделиться с Вами. В заключение хочу сказать, что «Опасные связи» и «Жестокие игры» достойны друг друга. Не каждый молодой человек прочитает роман Шадерло де Лакло, но практически каждый посмотрит этот фильм по нему. Это делает честь и книге и кино. Если этот фильм доступен для просмотра современному зрителю, именно в близкой для него экранизации, то значит роман 18 века, написанный офицером-артиллеристом, - действительно роман на все времена, вернее, как минимум, помимо уже оговоренного времени, еще и на наше. Значит, в нем нуждается современная молодежь. Ну а если «Жестокие игры» сняты по мотивам романа на все времена, - значит это, чтобы там ни говорили, чертовски хорошее кино.



Алексей Толстый

© 2003-2007 BESTSELLER.Ярославль
При любом использовании материалов ссылка на BESTSELLER.Yaroslavl.ru обязательна